Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
Понял, что я против фэндомов как явления. Есть некое произведение, которое любят Вася, Петя, Маша, Света. Любят совершенно за разное, их отношения с произведением сугубо индивидуально и интимно. Фэндом - иллюзия. Более того - вредная иллюзия, которая мешает общению с произведением, заменяет его общением по поводу произведения. Это какая-то квазирелигия, квазицерковь.Но то, что работает для церкви, не работает больше нигде.
И еще. Почему нет фэндома "Войны и мира", "Преступления и наказания", "Дон-Кихота", наконец? Все больше начинаю думать, что произведения, порождающие фэндомы... несамодостаточны, что ли, в художественном смысле...
Да, безусловно, так и есть. Нет смысла ходить вокруг того, где всё идеально и продумано, а фэндомы образуются как раз вокруг того, что оставляет кучу "дыр" для собственной фантазии.
К тому же, я подозреваю, большинству современных читателей этот самый Дон-Кихот попросту не настолько интересен. Не до массового увлечения,во всяком случае. Фандомы обычно возникают на свеженьком материале, на том, что волнует и будоражит. Щас вот, например, после фильма внезапно образовался фандом "Отверженных", бугага))))))))))
Реати, Я не думаю, что это фэндом именно тех "Отверженных", которых написал Гюго.
Вторым условием является легкодоступность, понятность и незамороченность сеттинга. Тогда не требуется большого ума для добавления туда чего-то своего.
Ну и третье, насколько близок сеттинг к среднестатистическому фандомовцу. Тут я думаю все ясно, юным девочкам нравятся сеттинги с красивыми и сильными мальчиками. Также, желательно, чтобы все персонажи были гиперболизированы и архетипны.
Серьезные произведения, в большинстве своем, наполнены реальными людьми, в реальных условиях, что понижает интерес к ним со стороны среднестатистического фандомовца.
Как-то так.
А если говорить именно о "Войне и мире", то лично для меня невозможно сильное им увлечение, ввиду отсутствия персонажей, которые бы мне действительно нравились. Ни одной role model, так сказать. Вот вообще. Это же, кстати, можно отнести к двум другим произведениям. А цепляют прежде всего герои.
Если говорить о том, что образы должны быть "гиперболизированы и архетипны", то, к примеру, существует фэндом по эпохе бакумацу в Японии, люди находят в сети письма реальных деятелей того времени, переводят их с японского, смотрят японские спектакли по данной теме и т.д. и т.п. Так что вот вам пример фэндома по "реальным людям в реальных условиях". Тоже не вписывается в концепцию...
Эээ... а что, или-или? Или читать книгу втайне, под одеялом, и никогда не говорить, что она тебе нравится, и чем тебе нравится, и упаси Боже, если у тебя есть какие-то свои глюки по данной вещи, или только трепология с другими людьми, желательно вообще прочитав книгу лишь в кратком пересказе? Мне всегда казалось, что возможность пообщаться с кем-то поводу нравящегося произведения - это огромное счастье, но оно отнюдь не отменяет твои личные переживания при прочтении книги. Продумывать продолжения любимых книг, равно как и играть в их героев меня научил отнюдь не фэндом, ибо в тот момент Тигрёнок даже слова такого не знал.
Все больше начинаю думать, что произведения, порождающие фэндомы... несамодостаточны, что ли, в художественном смысле...
Не соглашусь. Произведение должно а) нравиться (людей, которые любят "Войну и мир" или "Преступление и наказание", причём не только как философскую идею, но и как героев, вообще описанный в книге мир, всё-таки мало), б) быть на слуху. "Властелин Колец" вполне самодостаточен, однако породил огромный фэндом. Я знаю поклонников (именно в плане вживания в мир и творчества по нему) "Собора Парижской Богоматери", теперь вот будут и "Отверженные", а эти книги нельзя назвать несамодостаточными. Наоборот, они достаточно яркие, чтобы притягивать к себе.
Ну, все же, я бы сказал, что фэндом по эпохе бакумацу в Японии все еще можно отнести к группе далекого от повседневной жизни сеттинга. Другой народ, другой временной промежуток. Персонажи все еще достаточно ярки и известны лишь из исторических(ну или околоисторических), источников. Учитывая то, что в то время Япония лишь начинала "раскукливаться" из ее изоляции, основные источники все еще японские, а они ой как не любили сухое пофактовое изложение. Так что я не вижу слишком больших противоречий.
Насчет Война и Мир, имхо, его как бы писал Толстой. Он был реалистом(как и другие известные русские писатели, тот же Достоевский), поэтому хотя эпоха и другая, а вот приземленней и приближенней к реальности некуда. Так что, все еще некуда эскапировать =)
Во-вторых они уже стали классикой, а очень многие люди относятся к классике как к неприкосновенной святыне, некоторые и шутки воспринимают на штыки, не говоря уж о безумном шиппинге. Да и вообще фанфики врятли оценят. Так что относительно этих произведений, всё проявляется в основном в том, что один любитель нарисовал иллюстрации, другой похвалил, могут обсудить видение героев и благостно разойтись.
Появись эти произведения сейчас и не веси на них ярлык классики, кто его знает, что было бы. Как неизвестно что уцелеет из нынешней культуры, пройдёт испытание временем.
Хотя те же многочисленные анекдоты по ВиМ и по 17 мгновений весны, не считать ли проявлением фэндома?
И да, важный момент. В моём классе в школе ВиМ прочитал целый один человек. Если у других сверстников любовь к классике на таком же уровне, фандому неоткуда взяться.
Как грустный представитель одного малопопулярного фэндома (состоял и в фэндомах популярнее, но от некоторго вакуума общения страдал и тогда) могу сказать, что понятию фэндом, наверное, можно присвоить позитивное и негативное значение, в зависимости от личного опыта и особенностей... Фэндом в узком - и позитивном - смысле - это прекрасно, когда тебе есть, с кем обсудить, кого спросить или кому похвастаться, ну да. Для меня именно это всегда было мечтой - найти таких же, как я, ушибнутых, горячо заинтересованных в том, что это вот там в такой-то серии такого-то сезона на пять минут в кадре мелькнуло, и чего любопытного из этого можно навертеть. Нехватка таковых собеседников очень угнетает. Фэндом же в широком смысле - это ну да, гомонящая толпа, чаще всего девочковая, хотя всяко бывает, которая не столь чтоб и глубоко рубит в каноне, но которая, конечно, набежит, где чем новеньким замаячило, особенно если слешем.
А насчёт фэндомов произведений классики... Фэндома, конечно, чаще всего нет, но фан-творчество в некотором небольшом количестве есть. Но в целом да, классика для одних слишком свята, для других слишком скучна. И всё же, саму возможность существования чего-то подобного я смутно, на уроках литературы с бурным обсуждением сюжета и персонажей, иногда ощущал.
Соглашусь, что фандом есть там, где что-то не закончено. Иначе там практически нечего додумывать и практически не на чем строить фандом.