Сумеречные вальсы и жуткие частушки нашего пограничья, Ритм твоего пульса, голос твоей крови - так, чтоб наверняка.
И слава Богу, что я не интеллигент. Несмотря на красный гуманитарный диплом университета.
вторник, 09 января 2024 в 12:24
Пишет AniSkywalker:
Когда я училась в школе, был у нас предмет - киноведение. Мы смотрели фильмы Тарковского, Феллини, Куросавы и обсуждали, учились "понимать нюансы" и "читать, что хотел сказать автор". Нам объясняли, в чем гениальность кадра с болотом на 5 минут экранного времени или ценность крупно показанного глаза актера. Я страдала, потому что понимала, что, несмотря на всю гениальность этих картин, пересматривать их я не буду. А пойду после школы на "Гардемаринов" или читать Майн Рида. И переживала от собственного несовершенства, когда мои одноклассники рассуждали о величии и глубине совсем уже на мой вкус скучных картин. Позже, уже в другой среде культурных людей, я столкнулась с восхищением окружающих фильмами типа Левиафан, который если что и прославил по моему, то Териберку, и презрением к Территории или Льду, которые на их взгляд были всего лишь легкими и бытовыми. - Это для обывателей, - презрительно говорили мне, - все слишком понятно. Тогда я огорчалась, понимая, что я обыватель. Ведь мне они нравились. И вот теперь я нашла ответ в книге замечательного режиссёра Владимира Меньшова. И гордо говорю, как когда-то говорил мой папа: - Да, я не интеллигент в вашем понимании. Я обыватель и рабочий класс. Цитата из Меньшова вот: "Помню, как-то я беседовал с Григорием Чухраем, который отзывался о Гайдае с нескрываемым презрением: «Вы видите, что получается, если человек встает на эту скользкую дорожку зрительского успеха?» Зрительский успех был в кинотусовке презираемым явлением. К сожалению, переживая конфликт с коллегами-кинематографистами, я не опирался на исследование Толстого. А ведь наверняка взглянул бы на ситуацию по-другому, вооружившись выводами классика: «…Говорят, что самые лучшие произведения искусства таковы, что не могут быть поняты большинством и доступны только избранным, подготовленным к пониманию этих великих произведений. Но если большинство не понимает, то надо растолковать ему, сообщить ему те знания, которые нужны для понимания. Но оказывается, что таких знаний нет, и растолковать произведения нельзя, и потому те, которые говорят, что большинство не понимает хороших произведений искусства, не дают разъяснений, а говорят, что для того, чтобы понять, надо читать, смотреть, слушать ещё и ещё раз те же произведения. Но это значит не разъяснять, а приучать. А приучить можно ко всему и к самому дурному. Как можно приучить людей к гнилой пище, к водке, табаку, опиуму, так можно приучить людей к дурному искусству, что, собственно, и делается. Человек из народа прочёл книгу, посмотрел картину, прослушал драму или симфонию и не получил никаких чувств. Ему говорят, что это оттого, что он не умеет понимать. Человеку обещают показать известное зрелище – он входит и ничего не видит. Ему говорят, что это потому, что у него не приготовлено к этому зрелищу зрение. Но ведь человек знает, что он всё прекрасно видит. Если же он не видит того, что ему обещали показать, то он заключает только то (что и совершенно справедливо), что люди, взявшиеся показать ему зрелище, не исполнили того, за что взялись. Точно так же и совершенно справедливо заключает человек из народа о произведениях искусства нашего общества, не вызывающих в нем никакого чувства. И потому говорить, что человек не трогается моим искусством, потому что он ещё глуп, значит извращать роли и сваливать с больной головы на здоровую…» Когда есть опыт – видишь сплочённые группы киношников, которые создают имена, конструируют легенды, понимаешь, что варятся они в собственном соку, тиражируя одни и те же штампы, описанные ещё Толстым в конце позапрошлого века. Всё та же у них кастовость, та же зияющая пустота внутри, такое же презрение к «низким жанрам». Эта каста при всех режимах, политических устройствах продолжает объединять вокруг себя «тонко организованные натуры» – как-то они друг друга находят, сбиваются в стаи. Я вижу по своим студентам, что ориентируются они чаще всего не на собственный вкус, не на свои желания, а на то, что диктуется «лидерами общественного мнения». Так возникла целая генерация чернушных режиссёров, снимающих помойку, дно, упадок, грязь, причём по своему происхождению и положению это в основном чистенькие благополучные ребята, толком ничего о «дне» не знающие. Выбраться молодому человеку из этого порочного круга бывает очень трудно, потому что вырабатывается рефлекс, привычка получать поощрения: там похвалили за образцово показанный тлен, там – за первоклассно продемонстрированный распад, там – за яркое творческое представление упадка, и ты уже не можешь снимать о другом, привык к фестивальным призам, понимаешь, что спрос именно на такой товар, и тебе уже не до своего «я» и можно забыть об искренности. А ведь, кажется, куда интереснее идти своей дорогой и делать те картины, которые хочешь. Как это происходит с очень немногими личностями в нашем и мировом кинематографе."
URL записи
Да, есть сплочённая тусовочка, которая генерирует тлен, считает себя превыше всех, но сама остаётся в рамках: «дураки обожают собираться в стаи» (с) Знаю, сталкивалась, не люблю.
А когда речь заходит об изучении классических образцов — мне кажется, автор не впилил, зачем это делают. Возможно наставники сами не впилили, потому не объяснили ученикам. Незачем страдать об «классические образцы» — надо разбираться, как они устроены/сделаны, и почему зацепили энное количество народу. Даже если сами произведения не нравятся (не обязаны!), там же всё такое интересное: от композиции до истории, социологии и психологии.
И бывают игры для своих: для тех, кто профессионально сечёт фишку.
И если чего таки не понял — или не понравилось настолько, что даже палочкой ковырять неохота, не обязательно в это плевать и клеймить, можно просто пройти мимо.
И сложность нужна, иначе получаем тупое «ниже пояса» с голыми вечеринками. При том «низ» на своём месте, в структуре сложного, тоже хорош...
Я бы сейчас с интересом отнеслась к такому курсу киноведения, правда ведь часто и понимаешь, что наверняка что-то в этом есть, а что - непонятно))), а большинства нюансов и не замечаешь, но в школе... Ха-ха, спасибо, не надо. Точно так же, как я ненавидела в школе Достоевского, но перечитала все его собрание сочинений несколько лет спустя с огромным удовольствием. Последним было «Преступление и наказание», с трудом все же преодолела предубеждение, и не пожалела, оно заиграло совсем новыми красками. Всему свое время. Да, человек развивается, усложняется, и с каждым усложнением жизнь начинает играть новыми красками - в этом и смысл, это и есть суть жизни, по-моему.
И с Толстым я полностью согласна, рада, что прочитала эту его цитату, да, просто объяснить человеку тут ничего нельзя. Чтобы услышать нужна наслушанность, чтобы увидеть - насмотренность, чтобы получать удовольствие от хорошей литературы - да, да, вы угадали), - начитанность, но не абы чего, а образцов хорошей литературы, доступных для уровня человека на данный момент, и этот уровень постепенно повышается. Собственно, это обычный процесс обучения и развития человека, который не может произойти в один момент. Так же, как растение проходит все свои стадии роста от семени до полного созревания.
Ну а люди, имитирующие какую-то деятельность ради похвалы и награды, есть во всех сферах, просто потому, что людей неимоверное количество и разнообразие, действительно талантливых людей всегда меньшинство, но это же не значит, что их не существует.
не обязательно в это плевать и клеймить, можно просто пройти мимо.
Конечно! Если только не плюют в тебя и не клеймят за то, что ты это не любишь.
Короче, изучать можно и нужно. Но даже серия свиданий вслепую вовсе не обязательно заканчивается свадьбой. Полезный психологический и человеческий опыт, скорее всего, даст, это да.
И сложность нужна, конечно. Я очень люблю сложность. Всегда любил "грызть" трудные и умные книжки, мне это вкусно. Но я не выношу, когда причастностью к сложности кичатся, поплевывая сверху на остальную "массу". Простая история, которая тронет душу, кого-то спасет и просветлит куда вернее, чем какой-нибудь классический "кирпич" или великое кино, которого он не поймет. Ну, и "кидать в воду, чтобы поплыл" далеко не всегда работает даже при обучении плаванию, а с культурой не работает точно.
Тьорга, плюс миллион.
Согласна, что навешивать стыд или вину за то, что чего-то не знаешь, или оно тебе не нравится — последнее дело.
Начинаю думать, что мне в «художке» необычайно повезло! Преподаватель по истории искусств очень чётко разграничивал: «это известное/гениальное произведение» и «лично мне это нравится — или нет». То есть, он инсталлировал нам, что образованный человек тем и отличается, что умеет разделять объективные достоинства и своё субъективное отношение. Никто из нас не обязан возлюбить всех великих художников и общепризнанные шедевры — достаточно их знать. Нормально иметь свои пристрастия.
Когда начинают плеваться — да, очень хочется плюнуть в ответ! И/или выкинуть плевуна из круга общения, из моральных авторитетов.
"кидать в воду, чтобы поплыл"
По моему опыту, с культурой работает лучше, чем с водой. Убиться сложнее)
А сложностью в искусстве часто маскируют бессмыслицу. Одно дело, когда автор хочет рассказать читателю о каком-то действительно сложном явлении и у него не получается, а другое, когда с умным видом вещает глупости.
И нет ничего проще, чем написать глубокомысленную чушь.
Типа: небо окрасилось исподволь и глубоко свинцово-синюшным, как плоть умирающего дня, разъедаемая гангреной. Вечер навис над городской окраиной, отражаясь в слепых стеклах серых, как извечный тлен, безликих домов. Иванов нес свое дряблое тело, ведомое тоской, по улицам разрушающегося города и вглядывался в пустые, тяжелые лица прохожих. Дыша перегаром, шел он мимо подворотен, поскальзываясь на дохлых крысах и марая подошвы разношенных ботинок в крови мертвых голубей. и так далее...
Белокурая Гретхен,
Это экспозиция. Как говорил наш с Chorgorr преподаватель рисунка и живописи в той же художке - начать может каждый, довести до середины - немногие, а закончить - вообще единицы. Это его высказывание, конечно, относится к ученикам, но тем не менее - написать три-четыре заумные фразы, перегруженные прилагательными, это одно, а Волхв, к примеру, или даже пресловутый Война и мир это все же качественно другой уровень.
Нравиться, впрочем, ни Фаулз, ни Толстой не обязаны. Своего читателя и тот, и другой уже нашли)
кидать в воду, чтобы поплыл
Если не подходить к воде - плавать вообще не научишься.
Конечно, читать-смотреть-слушать классику надо. И к этому постепенно приучает школа. И хорошо, что постепенно. Вообще, насчет классики в школе давно ломаются копья. Я не говорю про тех, кто требует ее запретить, потому что там "про каких-то моральных уродов и токсичные отношения". Я вот о другом думаю. Способен ли человек, имеющий меньше жизненного опыта, чем даже Петя Ростов, понять "Войну и мир" правильно? Целиком. Может быть, практика хрестоматий тут подошла бы больше? Оценить красоту и гениальность композиции можно и по небольшому рассказу, нучиться чувствовать мастерский текст и отличать его от поделки можно и по отрывкам. Я ни на чем не настаиваю, это просто размышление. И я не знаю, как преподают литературу в школе сейчас.
А насчет "нравится - не нравится" - вот я был всегда очень дисциплинированным учеником. Не выучить урок, а уж тем более не прочитать книжку (читал я постоянно и запоем) - это была сенсация. И вот такие сенсации со мной случались дважды. Один раз в школе - не смог заставить себя прочесть "Молодую Гвардию", получил два за сочинение (это при том, что мои сочинения часто зачитывали перед классом!). Потом в универе не осилил Гончарова, пришел на экзамен и трясся от страха, но пронесло, выпал другой билет, получил обычную пятерку, а могло бы быть тоже "два". Вот такая вот вкусовщина... Чтение - оно где-то действительно интимный процесс, и когда оно не по любви... С кино, и чем угодно еще, то же самое.
Тьорга, ровно посередке - оно идеально, но не не всегда выходит. Однако с мола в шторм не умея плавать - такое себе, годный способ заполучить гидрофобию)) Лучше все-таки что-нить ближе к середине.
Вопрос о соответствии школьного курса литературы возрасту он не праздный, конечно. Еще в школе я думала, что лучше бы поговорила об Асе или Первой любви, чем об окаянном Базарове, и Гоголь много чего классного писал, а Мертвые души были тогда скучны. И по сейчас думаю, что школьная программа упускает многие возможности классики из-за неудачного подбора ключевых произведений. Война и мир, к примеру, менее читающего, чем я когда-то подростка тупо объемом задавит. Впрочем, сейчас, вроде, на Анну Каренину переключились, но это не точно, надо студентов спросить при случае.
не прочитать книжку (читал я постоянно и запоем) - это была сенсация
Поди ж ты, и у меня две таких сенсации, бывают же совпадения) У меня, правда, обе в школе случились - Преступление и наказание и Разгром. У меня, правда, страшное подозрение, что Жорик (литератор наш) и сам их не любил, это единственные две книги, в которых напрочь завяз весь класс и по которым мы не писали сочинений.
Высшая математика как раз таки проста, как и любая математика
АААААААааааааа! Неправда!!
Математика - это абстракция, а искусство оперирует образами, знакомыми и понятными примерно всем. Неспециалист от литературы все равно в общих чертах поймет, о чем "Война и мир" или "Преступление и наказание", а в общих чертах решить что-то из высшей математики невозможно без специальных знаний )
Хороший текст в искусстве тот, который успешно выполняет свою функцию: анекдот - смешит (и немношшшко отражает политическую ситуацию), любовный роман, детектив, фэнтези - развлекают, военная песня/лирика - консолидирует народ, монстры классики - осмысляют значимые для современников события или изменения в жизни. И все эти функции в текстах искусства (хоть то архитектура, живопись, музыка и тд) реализуются за счет соблюдения (или сознательного нарушения) почти математической структуры, которую предполагает каждый жанр. Блин, даже фанфики разных канонов и ориджи можно группировать по поджанрам и внутренним типам сюжетов и способов изображения персонажей)) Если анекдот не смешной, а детектив не удерживает внимание - это плохие тексты и читать их странно по меньшей мере. Если сложность нужна - ну ок. Вот в соседнем треде Джойса упомянули. Вот мне сложно представить человека, который после рабочего дня придет домой, приготовит еду и в целях саморазвития? прочтет сотню страниц за вечер. Если надо дисер защищать - т.е. для профессиональной деятельности - это понятно. Или для понтов перед одногруппниками - мол в мире мало людей, кто прочел Джойса до конца. (я не шмогла, у меня только Пруст
искусство оперирует образами, знакомыми и понятными примерно всем
Ага.
Факт появления авангарда более ста лет назад и его обсуждаемых производных не влияет ни на ценность прочих жанров, ни на принципы анализа этих текстов.
AizeNN, как раз Черный квадрат аналитичен, как теорема - достаточно просто знать.
А вот от зашторенного окна Ротко перевернулся в гробу) Во всяком случае, при жизни его это жутко бесило. Но в том и прелесть искусства, что каждый видит что-то свое.
Кстати, я тоже 10 минут выбирала картину пострашнее - в смысле, вызывающую негативные эмоции с преобладанием страха.
А мне от этого... хм... декоративного элемента стало уютно и радостно =)
Тьорга, так а я о чем)
Мы тут с chorgorr болтали и заметили, что AizeNN и мы при кардинально разном эмоциональном впечатлении сошлись в том, что это полдень. А ты что скажешь?
Опять же - вы выбрали абстракцию, которая ассоциировалась с определенной эмоцией. Но сами по себе сочетания цветов чувства и эмоции вызвать не способны, только через образ.
Тьорга, спасибо)
AizeNN, Ротко настаивал на эмоциях зрителей вплоть до катарсиса. Просто для меня эмоции, описанные через образ (в данном случае окна) - это именно интерпретация, поствпечатление. Вот Тьорга описал эмоции. Это уж я у него интерпретацию попросила из любопытства.
сами по себе сочетания цветов чувства и эмоции вызвать не способны, только через образ
Но почему?.. О.О Как так?.. В моем мире все с точностью до наоборот.
Я, конечно, в курсе, что все люди разные, но в такие моменты замираю от осознания того насколько...
на самом деле такое... хм... искусство - тот же самый тест Люшера.
да какая разница? Это художественное произведение, востребованное в определенные годы среди определенного круга лиц. Точно так же, как "Гарри Поттер" или Владимир Сорокин. Сколько там искусства, сколько хайпа, а сколько отражения времени - покажет смена поколений. Как один из этапов в развитии живописи может быть и останется в памяти. А может и нет.
Seppia,
если бы я начала рассказывать вам ощущения из детства, которые навели меня на мысль об окне, это было бы очень долго (мало того, что не очень уместно), а комп занят другим человеком для работы и мне скоро ложиться спать
интерпретация - это трактовка, а не поствпечатление. Иными словами - попытка найти скрытый смысл, сознательно вложенный автором. Зашторенное окно - это моя личная ассоциация, на появление которой автор рассчитывать никак не мог, тк у него своя определенная концепция, которая теряется при экспозиции полотна в интернете.
Но почему?.. О.О Как так?
красный - это кровь (или я люблю вампирскую тематику или наоборот падаю в обморок при виде крови), клубника (или обожаю и ем сколько хочу или страдаю от аллергии), зарево пожара (мощно, хоть и страшно, или сгорел дом, отчего горе и тревога), офигенное платье (великолепно выгляжу/не могу влезть 20 лет). Как цвет сам по себе может с чем-то ассоциироваться?
Тьорга, ну вот ваши и мои эмоции от этого сочетания цветов совпали?
Так это и не нужно) На самом деле, если мы оба будем смотреть на Похищение Европы, к примеру, нащи эмоции точно так же не совпадут, но там это несовпадение замаскирует сюжет, только и всего.
AizeNN,
Как цвет сам по себе может с чем-то ассоциироваться?
Да не ассоциироваться, а эмоции вызывать... Напрямую, минуя стадию анализа впечатлеий. Как наброски рисуют. Ладно, не важно. Слепой может проникнуться скульптурой, но не картиной. Я в той же степени музыку не понимаю.
а есть что об этом почитать? Любопытно.
AizeNN, а есть что об этом почитать?
не знаю... может и есть. Я думаю, это дневники художников читать надо.
Просто тот же Ротко желает, чтобы у зрителя произошел катарсис, а со времен Аристотеля этот катарсис изменился ровно столько же, сколько колесо с момента изобретения. То есть материалы разные, а основной принцип действия тот же. И случиться по щелку на сочетание цветов катарсис не может. Даже у собаке Павлова нужен контекст (сиречь, предварительная подготовка), что уж про человека говорить.